на
главную |
|
Речь ребенка
Становление речи ребенка
Среди множества слагаемых успеха в жизни не последнее место занимает четкая и ясная речь. Поэтому учить малыша говорить правильно и красиво надо начинать чуть ли не с пеленок…
Вам не нравится, как разговаривает ваш малыш: он не выговаривает половину букв, глотает окончания, шепелявит, но вы не знаете, к какому врачу в первую очередь лучше обратиться? Правильный ответ: к детскому психоневрологу. Он оценит нервно-психическое развитие ребенка, отличит возрастное косноязычие от истинных дефектов речи и, если надо, даст направление к логопеду.
Логопед — один из важнейших специалистов для маленького ребенка. Конечно, физическое здоровье малыша не зависит от того, как он выговаривает букву "р", а вот социальное — очень. Контакт со сверстниками, воспитательницей, а потом с учителями, самооценка - напрямую связаны с дикцией. Чтобы разговор со специалистом получился содержательным, важно знать этапы развития детской речи.
С ПОЛУТОРА-ДВУХ МЕСЯЦЕВ жизни начинается подготовительный этап развития речи. Первые после плача звуки, которые удается издать малышу, называют гулением. Это простейшие сочетания, которые ребенок как будто поет. Вначале эта "песня" состоит лишь из гласных звуков (а-аа, е-ее), затем, с 2—3 месяцев, в "оперную партию" добавляются и согласные звуки (г-уу, ш-ии), а гласные выступают в различных сочетаниях (эы-ы, а-ее).
С 4 МЕСЯЦЕВ ребенок превращается в маленького пастушка, выдувающего в дудочку: аль-ле-лыы-лю-аы. Такое гуление так и называется — по типу свирели. Вначале оно длится недолго, затем становится продолжительным. Никакого словесного смысла эти звуки не несут, но свидетельствуют о хорошем самочувствии и положительном эмоциональном настрое малыша.
СОВЕТ: В этом возрасте нужно расширять свое общение с ребенком, подолгу разговаривая с ним, вызывать ответные звуки, радостное оживление, улыбку, смех. Обращать его внимание на различные предметы, не обязательно называя их, но вызывая к ним интерес.
С 7-8 МЕСЯЦЕВ начинается этап сенсорной речи. Слово "сенсорная" означает
способность ребенка связывать слышимое им слово с конкретным предметом, т.е. понимание отдельных элементов речи взрослого. На обращенные к малышу вопросы: "Где мама? Где зайка?" — он поворачивается в сторону называемого лица или предмета, показывает рукой и заметно оживляется.
В возрасте 9—10 месяцев ребенок способен выполнять простейшие просьбы: подавать называемую игрушку, делать "ладушки", помахать ручкой — иначе говоря, он уже понимает значение некоторых слов, описывающих действия с предметами, то есть глаголов.
К 10—11 месяцам малыш понимает слова "надо" и "нельзя", произносимые без эмоциональной окраски, ориентируясь лишь на их прямой смысл.
К этому же возрасту запас слов, смысл которых понимает ребенок, достигает нескольких десятков. Дети знают имена близких, клички домашних животных, названия частей тела, игрушек и предметов повседневного обихода.
Развивается и активная речь: гуление сменяется лепетом. В 7—8 месяцев ребенок начинает произносить слоги (ба-ба-ба, да-да-да). С 8,5-9,5 месяцев лепет становится модулированным — более богатым, включающим в себя элементы подражания тем звукам, которые слышит малыш. Одни и те же слоги ребенок начинает произносить на разные лады, произвольно меняет ударения и интонации.
СОВЕТ: Разговаривать в этом возрасте с малышом нужно еще чаще. Называйте окружающих людей, животных, действия, побуждайте ребенка выполнять ваши просьбы и указания: "Дай ручку", “Открой ротик". Но ни в коем случае не стоит, разговаривая с малышом, заменять существующие слова псевдодетскими упрощениями. Действительно, пока ему легче выговорить "бибика" вместо "машина", "ам-ам" вместо "есть", но ведь в слышит-то он слова правильно! Поэтому, сюсюкая с малышом, мы только путаем его, замедляем речевое и интеллектуальное развитие. Помочь же ребенку в становлении речи вы можете, правильно и четко произнося слова родного языка, избегая, конечно, неудобоваримых: скажем, не уточняя до поры, что перед ребенком ризен-шнауцер, хватит с него пока и просто "собака".
С10 МЕСЯЦЕВ, с произнесения первых слов, начинается у ребенка этап моторной речи. Обычно это слова традиционного детского языка, упрощенные имена
родственников, названия предметов обихода. Не ждите сразу от малыша четкости диктора Кириллова. Может случиться так, что и кота Барсика, и дедушку Борю юный Цицерон станет звать одним именем "Бака", но это не значит, что дитя не разбирает, "где старый дед, а “где старый кот", — просто до поры до времени его речевой аппарат не способен на большее.
ДО ПОЛУТОРА ЛЕТ все известные существительные употребляются малышом
только в именительном падеже, глаголов и иных частей речи в лексиконе до этого возраста практически нет. А вот с полутора лет появляются первые попытки строить простейшие фразы, имеющие утилитарный характер: "Мама, дай". К двухлетнему возрасту начинается первый период вопросов: "что это?", то есть малыша в первую очередь интересует название предмета, а не его свойства. Кстати, девочки осваивают моторную речь быстрее и активнее мальчиков, но это никак не свидетельствует об их интеллектуальных преимуществах.
С года до полутора лет запас активных слов детей не превышает 30—40. Основные силы в этом возрасте брошены на понимание собеседника: к полутора годам малыш воспринимает уже целые предложения обращенной к нему речи.
СОВЕТ: Пониманию чужой речи можно поспособствовать, активнее и больше называя ребенку различные живые существа и предметы, описывая их свойства и используя для этого глаголы, прилагательные и другие части речи, обращая внимание малыша на связи между ними, например: "Смотри, птичка зернышко клюет". В этом возрасте обучайте ребенка выполнять более сложные просьбы: "Принеси книжку", "Открой коробочку". Развивать его собственную речь на втором году необходимо, добиваясь увеличения числа слов, которые знает, понимает и сам произносит ребенок — до полутора лет их количество достигает сорока, а затем постепенно к двум с половиной годам доходит до трехсот. Причем это не только существительные и глаголы, но и прилагательные, наречия, другие части речи. Следите за тем, чтобы ребенок говорил пусть короткими, но грамматически правильными предложениями.
НА ТРЕТЬЕМ ГОДУ дети понимают речь взрослого человека со всеми ее нюансами и смысловыми оттенками. Наступает время многословных фраз, придаточных предложений, активного употребления союзов и местоимений, что отражает формирующийся духовный и интеллектуальный мир ребенка.
СОВЕТ: Развивая моторную речь малыша, добивайтесь, чтобы он правильно произносил слова, изменял их окончания, согласовывал слова в предложениях. Слушая рассказы ребенка, поощряйте выразительность его голоса, активно интересуйтесь его мнением по поводу того, о чем он рассказывает, стимулируйте к самостоятельным суждениям. Во время общения с ним старайтесь говорить хорошим,правильным языком, чтобы малыш с младых ногтей приучался строить свои предложения правильно.
В 4 — 5 ЛЕТ наступает заключительная фаза в развитии языка. В этом возрасте дети с интересом слушают сказки и истории со сложным сюжетом, определяя свое отношение к героям, строят длинные фразы, правильные с точки зрения грамматического управления, произносят длинные монологи.
СОВЕТ: Постарайтесь приобщать ребенка к книжкам, читайте ему как можно больше, начинайте водить на детские спектакли, различные игровые представления. Все это будет способствовать дальнейшему правильному развитию речи.
О логопеде:
Логопед - Это не врач, хоть и в белом халате. У логопедов педагогическое образование. Задача логопеда — научить ребенка произносить звуки правильно, избавив его от дефектов речи. Происходит это в форме индивидуальных занятий. Логопед рассказывает и показывает малышу, как нужно располагать язык, вытягивать губы, раскрывать рот, произнося "проблемные" звуки.
<
Дефекты детской речи...
назад вперёд
|